Малый бизнес Иркутска


Создание Web-сайтов в Иркутске, Ангарске

налоговый календарь



20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
Только 5% продавцов алкоголя в России подключились к единой системе учета, пишет «Деловой Петербург». По данным издания, с 1 января 2016 года более 6 тыс. заведений и магазинов, торгующих алкоголем, окажутся вне закона
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
В Иркутске 26 ноября впрактическом форуме для руководителей и предпринимателей «Всероссийский совет директоров»примут участие, как ожидают организаторы, около 200 человек. На форуме гендиректор ГК «Стайер» Эдуард Колотухинрасскажет о технологиях завоевания клиентской лояльности, бизнес-тренер, владелец компании «Practicum Group» Евгений Котов – об управлении и мотивации сотрудников отдела продаж в кризис.
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
Субсидия предоставляется СМиСП в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) основных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг на создание собственного бизнеса, с целью поддержки СМиСП.
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября









Rambler's Top100
   
» Главная / Городские программы / .. / Мониторинг реализации Программы (2001-2003)
Муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы" Городская программа поддержки малого предпринимательства 2004-2007
-Введение
-Анализ состояния малого предпринимательства
-Мониторинг реализации Программы (2001-2003)
-Программа на 2004-2007 гг
-Паспорт программы
Отчеты о реализации МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске» на 2008-2012 годы» в 2010 году
Отчет о реализации Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в г. Иркутске на 2004-2007 годы» Отчет о реализации муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске» на 2008-2012 годы» за 2008 год Отчет о реализации МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске» на 2008-2012 годы» за 2009 год
План мероприятий, посвященных проведению года малого и среднего предпринимательства в Иркутской области в 2011 году

Мониторинг реализации Программы (2001-2003)


Исследование выполнено Центром маркетинговых исследований АНО «Иркутское агентство развития бизнеса»

Оценка качества работы федеральных, областных и местных (муниципальных) властей в области поддержки малого предпринимательства.

В отличие от крупных компаний, действующих в национальном и транснациональном масштабе, малые фирмы в значительно большей степени ориентированы на локальный рынок, на использование местных ресурсов и удовлетворение местных потребностей.

Центральные органы государства решают прежде всего вопросы макроэкономического регулирования - определяют общие принципы организации экономических отношений и правила поведения участвующих в них субъектов, основы налоговой и бюджетной системы, финансово-кредитного механизма, отраслевые и региональные приоритеты развития, формы регулирования международных хозяйственных связей и др. Отдельные предприятия попадают в поле зрения центра только в исключительных случаях. Это, как правило, наиболее крупные корпорации и предприятия, действующие в государственном секторе.

Региональные и местные власти находятся гораздо ближе к конкретным предприятиям, способны более полно учитывать потребности и интересы предпринимателей при формировании и реализации региональной экономической политики. Именно от  местных муниципальных властей предприниматели ожидают большей поддержки.

Каждый третий (35%) предприниматель не ожидает поддержки от власти, надеясь только на собственные силы, каждый пятый (19%) считает, что поддерживать предприятия малого бизнеса могут власти всех уровней в одинаковой степени, и чуть больше (22%) полагают, что местная власть способна оказать больше внимания и поддержки малому бизнесу, нежели любая другая. Меньше всего поддержки ожидают от федеральной (8,9%) и региональной – областной власти (9,6%).

Оценка эффективности городской Программы поддержки предпринимательства.

В городе Иркутске уже не один год действует Программа поддержки малого предпринимательства. Чтобы оценить ее эффективность, респондентам исследования было предложено ответить на ряд взаимосвязанных вопросов. Во-первых, известность самой Программы. Во-вторых, оценка ее эффективности в целом. В-третьих, оценка изменений среды функционирования предприятия, косвенным образом связанной с реализуемыми в рамках Программы мероприятиями. И наконец, предлагалось оценить отдельные мероприятия Программы, о которых, возможно, у респондентов нет  четкой ассоциации с Программой, но о которых они знают и могут дать им оценку.

Только треть из обследованных предприятий не знает о существовании в городе Иркутске Программы поддержки малого бизнеса, хотя хорошо информированы о ее мероприятиях и знакомы с содержанием всего 6%, и 11% знают  кое-что частично. Поэтому в плане информационной пропаганды необходимо перейти от общего информирования предпринимателей к более углубленному знакомству с Программой поддержки.

Половина опрошенных слышали о существовании Программы, но не знают точно ее содержания и мероприятий. Именно поэтому большинство респондентов (67,7%) затруднились оценить эффективность Программы в целом.

За время, прошедшее с момента принятия первой городской Программы поддержки и развития предпринимательства, существенным образом изменилась среда функционирования малых предприятий: изменилось законодательство, возрос профессиональный уровень и кадровый потенциал предприятий, значительно расширилось информационное пространство. Эти изменения не могли не сказаться на деятельности предприятий и их не могли не заметить сами предприниматели. Вот как они оценивают эти изменения.

Большинство респондентов отмечают, что за последние 2-3 года улучшилась информационная среда предпринимательской деятельности, 6%  считают, что здесь произошли существенные изменения к лучшему. И только 3% отметили, что с информацией в предпринимательских целях стало значительно хуже.

Менее всего подвержена изменениям административно-контрольная среда деятельности предприятий малого бизнеса. 60% сказали, что в этой сфере ничего не изменилось, и практически равное количество отметили как положительные, так и отрицательные изменения.
Каждый третий респондент заметил, что ухудшилась ситуация с уплатой налогов, а 5% считают, что здесь произошли существенные ухудшения. И только 14% отметили положительные изменения в налоговой системе.

Во всех остальных сферах деятельности явно доминируют положительные тенденции. От 30 % до 45 % считают, что улучшилась ситуация в кредитно-финансовой сфере, консультационная и образовательная среда, обеспеченность оборудованием и помещениями. Но до значительных положительных сдвигов еще довольно далеко. Так же от 30% до 40% считают, что в этих сферах все осталось без изменений.

Оценка отдельных мероприятий Программы поддержки предпринимательства.

Конкурс «Лучший предприниматель города»

Каждый шестой респондент-предприниматель считает эффективными отдельные мероприятия программы. Одним из таких мероприятий является ежегодный конкурс на звание «Лучший предприниматель города».

80% предпринимателей информированы, в разной степени, о конкурсе «Лучший предприниматель». Половина из них что-то слышала о конкурсе, а половине о конкурсе точно известно. Из попавших, случайным образом, в обследование СМП 2,8% или 5 предприятий были участниками этого конкурса.

Более половины респондентов (63,5%) считают, что проведение конкурса «Лучший предприниматель» способствует развитию предпринимательства в городе, это хороший стимул, а участие в конкурсе помогает в деятельности. Еще около 15% затрудняются дать оценку степени влияния конкурса на предпринимательство. И только 22% сказали, что конкурс ничего не дает.

Деятельность инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Одним из определяющих факторов развития малого предпринимательства и осуществления результативных мер его поддержки на всех уровнях является эффективная инфраструктура. Инфраструктура предпринимательской деятельности – это среда, формирующая условия ведения предпринимательской деятельности путем предоставления различного рода услуг, потребителями которых являются предприятия малого бизнеса.

При реализации предыдущих Программ поддержки предпринимательства как городского, так и регионального уровней, различных общероссийских и международных проектов сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Начиная с 1994 г. стала формироваться инфраструктура, которая должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития малых частных фирм, а также оказывать им те услуги, которые они – в силу принципиальных особенностей малых предприятий, усиливаемых начальным этапом развития данного сектора, – не могут покупать на рынке, либо которые на рынке в принципе отсутствуют.

Прежде всего, речь идет о структурах бизнес-образования и обучения кадров для малого бизнеса; агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги); фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная поддержка); лизинговых фирмах; бизнес-инкубаторах (комплекс мероприятий в области имущественной и иной поддержки стартующих малых предприятий); инновационных центров (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с вузами и крупными предприятиями) и др. В Иркутске действуют общественные объединения, выражающие консолидированную точку зрения малого бизнеса по важнейшим проблемам экономической политики. Тем не менее результаты деятельности инфраструктуры государственно-общественной поддержки малого предпринимательства не исчерпали свой потенциал помощи СМП.

Анализ статистических данных в целом по России показывает существование прямой зависимости между количественными и качественными показателями развития малого бизнеса в отдельных регионах и наличия объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Наблюдается резкая неравномерность распределения по стране предпринимательских структур и связанная с этим, степень развитости системы инфраструктуры предпринимательства.

Наиболее известен среди предпринимателей Иркутска Центр по защите прав предпринимателей, о нем знает каждый второй опрошенный. Далее по известности стоит Фонд поддержки предпринимательства, правда не указано какой именно: федеральный, областной или муниципальный. Но уже то, что 42% предпринимателей знают о существовании таких Фондов,  говорит о их популярности в целом. На третьем месте по известности предприниматели расположили структуры «Иркутского бизнес-парка» - «Агентство развития бизнеса», «Бухгалтерскую службу», Лизинговую компанию, Учебный центр. Недавно созданный Фонд микрокредитования, кредитные кооперативы и проект городского консультационно-маркетингового центра отнесены на четвертое место по известности – о них знает каждый четвертый предприниматель. Ну и самый низкий процент известности у Бизнес-инкубатора, менее 10% опрошенных что-то о нем слышали.

Оценка эффективности деятельности отдельных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства среди СМП, знающих о их существовании, несколько отличается от рейтинга известности. В этом случае, самая высокая эффективность деятельности отмечена у «Иркутского агентства развития бизнеса», 10% опрошенных считают его работу высокоэффективной. Чуть меньше, буквально на десятую долю процента, оценена предпринимателями эффективность Центра защиты прав предпринимателей. Но этой организации оценку крайне низкой эффективности дали 23%, а «Иркутскому агентству развития бизнеса» только 9%. Высоко оценили предприниматели и деятельность «Бухгалтерской службы». 8,5% респондентов отдали им предпочтение. Далее идут «Учебный центр», Лизинговая компания, Центр деловой информации, Консультационно-маркетинговый центр.

Несмотря на то, что Центр по защите прав предпринимателей достаточно известен среди предпринимателей Иркутска, эффективность его деятельности оценена достаточно низко. Возможно, судя по названию данной организации, ей отводят более серьезное место в ряду защиты интересов предпринимателей. Далее с оценкой «низкая эффективность деятельности» предприниматели расположили Фонд поддержки предпринимательства (возможно, ожидая более весомой финансовой поддержки, что не в состоянии обеспечить городской бюджет), Лизинговую компанию (возможно, также финансовых ресурсов этой организации недостаточно для всех желающих получить оборудование в лизинг). Полученные данные можно пересчитать на средневзвешенную оценку деятельности, умножив значения «высокой оценки» на 2, «средней оценки» на 1, и «низкой оценки» на минус 2. В целом, при оценке деятельности организаций инфраструктуры, большинство предпринимателей затруднились оценить эффективность их работы. Можно порекомендовать данным организациям более активно привлекать предпринимателей для оказания различного рода услуг, пропагандировать, разъяснять свою деятельность, вести активную PR-компанию.

Информационное обеспечение предпринимательской деятельности

Подавляющее большинство (83%) респондентов исследования отметили исключительную важность информационного обеспечения предпринимательской деятельности, а 27% определили ее, как важнейшую. И  только 5% предпринимателей считают, что данной проблемы не существует.

Самой необходимой в предпринимательских целях является, по мнению предпринимателей, маркетинговая или рыночная, коммерческая информация. В настоящее время серьезными темпами увеличивается конкуренция на различных рынках. Малые предприятия, в первую очередь, ощущают ужесточение конкурентной борьбы. Прошли те времена, когда выйдя на рынок с ранее дефицитным товаром, предприниматель легко мог его продать и окупить вложения в бизнес. Сейчас выигрывает тот, кто больше знает о рынке в целом, о запросах своих потребителей, о рыночных планах конкурентов. Именно на эти вопросы дает ответ маркетинговая информация, в большинстве случаев получаемая с помощью маркетинговых исследований, спрос на которые в последнее время также вырос. Но если крупные и средние предприятия способны проводить за счет собственных средств дорогостоящие исследования, то малые фирмы таких средств пока не имеют. И часто проигрывают конкурентную борьбу с более крупными предприятиями в связи с отсутствием информации.

Далее по степени необходимости стоит нормативно-правовая информация. Предложения на рынке данного типа информации достаточно обширны, но малые фирмы в большинстве случаев не имеют в штате квалифицированного юриста. Разобраться в огромной массе юридических документов малому предпринимателю зачастую не хватает ни времени, ни квалификации. Поэтому, чрезвычайно важно иметь общедоступный информационный ресурс, где по разделам была бы представлена правовая информация только по малому бизнесу, и на котором предприниматель смог бы в дистанционном или ускоренном режиме получить минимальную консультацию.

Самыми популярными среди предпринимателей являются электронные носители информации. Как было сказано ранее, средствами Интернет активно пользуются более 65% МП. Поэтому и электронные СМИ были выделены как наиболее актуальные, в том числе, по причине доступности, скорости распространения и стоимости.

Интернет и сайт «Малый бизнес Иркутска»

Интернет-технологии произвели определенные изменения в характере и особенностях деятельности малых предприятий. В наибольшей степени, эти изменения касаются служб, занимающихся ведением переписки, сбором и распространением информации, рекламой и продвижением товаров и услуг. Роль Интернета в деятельности различных фирм неодинакова. Интернет прочно вошел в число важнейших инструментов бизнеса.

Предприниматели активно используют Интернет в производственных целях, об этом сообщили 65% респондентов. Еще 13% используют его возможности изредка или очень редко. И только 15% использовать Интернет в производственных целях нет необходимости.

В связи с выше сказанным, открываются большие возможности для информирования и продвижения услуг с использованием сети Интернет. При реализации предыдущей Программы поддержки предпринимательства города был создан специализированный сайт «Малый бизнес Иркутска», в рамках которого были собраны большинство информационных  ресурсов города, необходимых предпринимателям в их деятельности. Но сайт существует достаточно недавно, без серьезной рекламной поддержки и продвижения, поэтому не многие предприниматели информированы о его создании – 91%.

Сеть Интернет – многофункциональная система. Ее применение в бизнесе может преследовать самые  разные  цели: от элементарного использования электронной почты до построения сложных систем взаимодействия с клиентами и партнерами.

Наиболее важной целью использования Интернет является распространение информации о фирме, направленной как на потребителей, так и на партнеров по бизнесу. Неожиданно высокой оказалась заинтересованность организаций в решении такой маркетинговой задачи, как сбор информации о клиентах.

Финансово-кредитная политика

Основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко – менее 3%.

Успешное развитие малого бизнеса, в значительной степени, зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.

Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки предпринимательства возвращают средства полностью и в срок.

Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.

Однако, по-прежнему, большинство субъектов малого предпринимательства не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.

Опыт привлечения внешних инвестиций для развития предприятия имеет каждое четвертое малое предприятие. И только треть из них получили инвестиции. Чаще всего, в половине случаев, предприниматели обращались в коммерческие банки. При сложном механизме получения кредита в банке СМП обращаются к частным инвестициям, подвергая свой бизнес дополнительным рискам. Каждое пятое предприятие занимало средства на развитие или текущую деятельность у таких же малых фирм и предпринимателей. Процент получения государственных инвестиций крайне низок – не более 3% в целом по выборке и не более 12% среди тех, кто обращался за внешними инвестициями.

Спектр проблем, препятствующих привлечению на предприятия инвестиционных ресурсов достаточно широк. Но главной большинство предпринимателей (61%) назвало очень высокие процентные ставки по кредитам, далее стоит проблема залога. Отсутствие гарантийных механизмов затрудняет доступ большинства малых предприятий к ресурсам для развития бизнеса.

Основные проблемы малых предприятий

Основная проблема малых предприятий – это нехватка собственных финансовых средств на развитие предприятия. Влияние этой проблемы на деятельность предприятия оценили, как «сильно влияющую» 55,8 % респондентов.

Далее, по степени влияния, стоит проблема высоких арендных ставок на помещения. О ней упомянули 52% ответивших.

Особенно остро стоят вопросы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Высокая налоговая нагрузка, нестабильность налогового законодательства и трудности с получением кредитов – эти проблемы стоят на третьем месте влияния на деятельность СМП. Их указали от 40% до 30%  опрошенных.

Совершенствование законодательной базы

Значительная часть проблем малого предпринимательства связана с несовершенством законодательства на федеральном и региональном уровнях, а, в ряде случаев — с отсутствием механизмов его реализации на практике.

В практической деятельности малое предпринимательство сталкивается с трудностями, в том числе, с неустойчивостью и незавершенностью законодательной базы, регулирующей деятельность малого предпринимательства.

Требуются шаги по преобразованию правовой среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов применения права, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов малого предпринимательства, как между собой, так и с органами государственной власти.

Основополагающий закон, регулирующий основы государственной поддержки малого предпринимательства — Закон РФ № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” был принят в 1995 г. и, естественно, уже не в полной мере отвечает потребностям малого предпринимательства. Отдельные законы, принятые впоследствии (“О банках и банковской деятельности”, “Бюджетный кодекс Российской Федерации”), содержат ряд положений, противоречащих данному Закону РФ.

Не только федеральное, но и не всегда продуманное региональное законодательство создают лишние проблемы для малых предприятий.

Поэтому, необходимо совместно с общественными объединениями предпринимателей и объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства осуществлять мониторинг регионального законодательства, с точки зрения его влияния на снижение неоправданных административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, проводить анализ информации, размещать его в общедоступных информационных источниках, в том числе на сайте «Малый бизнес Иркутска».

Подготовка кадров для предпринимательской деятельности

Как известно, среди причин, обуславливающих трудности экономического подъема России, не последнее место занимает проблема кадров, их подготовка для работы в условиях рыночных отношений. В полной мере это относится и к сфере малого предпринимательства. Кадровую проблему в своей деятельности указывал каждый третий предприниматель.

Спектр кадровых проблем этой сферы достаточно широк — от обучения основам рыночной экономики предпринимателей и руководителей предприятий, до подготовки населения и выделенных социальных групп (уволенных из армии военнослужащих, молодежи, женщин, переселенцев, безработных и др.) к работе в предпринимательском секторе экономики и занятиям индивидуальной трудовой деятельностью.

Система такой широкомасштабной подготовки кадров для сферы малого предпринимательства складывается уже более 10 лет. Однако, в целом формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в городе носит в значительной мере стихийный характер. По мнению экспертов, этот процесс находится не только вне государственного влияния и поддержки, но и общественные предпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имея согласованной стратегии, как её развития, так и использования. В настоящее время, по оценкам экспертов, уровень подготовки отстает от необходимого минимум в 3-4 раза.
Необходима система мер, направленная на координацию усилий, повышение эффективности использования имеющихся интеллектуальных и материальных ресурсов.

Необходимая государственная поддержка предпринимательству.

Для оценки необходимости государственной поддержки различных направлений деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо проанализировать проблемы, с которыми сталкивается предприятие в своей деятельности.

Респондентам исследования было предложено оценить три группы проблем: связанные с деятельностью предприятия, связанные с финансированием предприятия, и  связанные с поиском информации. Кроме того, предприниматели имели возможность в свободной форме изложить дополнительные проблемы, не нашедшие отражения в основном списке.

Первая проблема, связанная с деятельностью предприятия – это недостаточность собственных средств для развития производства, обновление и приобретение основных фондов и пополнение оборотных средств. Первая проблема напрямую увязана со второй и порождает трудности с привлечением инвестиционных ресурсов в связи с высокими процентными ставками по кредитам банков и высокими требованиями по выполнению залоговых обязательств. В части информационного обеспечения предпринимательской деятельности наиболее востребованной является маркетинговая или рыночная информация, поиск потенциальных клиентов, получение нормативно-правовой информации.

В повседневной деятельности предприятия 29% респондентов рассчитывают на муниципальную поддержку в области обучения и подготовки персонала. Эту функцию с успехом выполнит определенный объект инфраструктуры, опыт в подготовке кадров у которой имеется. Также в Программе поддержки возможно необходимо предусмотреть использование новых форм обучения – дистанционное, пакетное и т.п.

Помощь в организации сбыта и помощь в проведении маркетинговых исследований предприниматели поставили на второе и третье места по значимости проблем, при решении которых необходима государственная поддержка. Во многом, эти проблемы взаимосвязаны, ведь информация о рынке, полученная с использованием маркетинговых исследований открывает новые возможности по сбыту продукции и услуг, позволяет по новому посмотреть на потребителя и конкурентов. Дополнительная помощь по сбыту продукции возможна при использовании сети Интернет, сайта «Малый бизнес Иркутска», «Электронного каталога и выставки товаров» - те интернет-продукты, реализация которых уже была начата в предыдущей Программе поддержки предпринимательства, и которые, возможно, необходимо продолжить в дальнейшем, сделав отдельный акцент на более широком информировании предпринимателей о возможностях этих проектов.

Консультации разного уровня от юридических и бухгалтерских до реорганизации бизнеса и менеджмента – это ставшие уже традиционными услуги инфраструктуры поддержки предпринимательства, на которые рассчитывают СМП. Пропаганда этих услуг, широкая рекламная компания и другие мероприятия должны привлечь более широкие слои предпринимательства в организации инфраструктуры для решения многих вопросов текущей деятельности и дальнейшего развития.

В качестве первоочередной меры более 70% опрошенных рассматривают необходимость уменьшения налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения. Существенным финансовым подспорьем для более 40% респондентов было бы снижение процентных ставок и создание системы долгосрочного кредитования.

Усилению кредитного обеспечения могли бы способствовать такие меры, как развитие системы формирования кредитных историй СМП; развитие микрокредитования; задействование системы субсидирования процентных ставок; расширение государственного участия в гарантировании рисков СМП. Часть респондентов поддерживает создание обществ взаимного кредитования (17 % уже сегодня готовы вступить в их ряды), кредитной кооперации и предлагает стимулировать развитие малых банков.

Обращает на себя внимание тот факт, что предприниматели все реже полагаются на финансовую поддержку со стороны государства и региональных органов власти как в форме прямого, так и косвенного государственного финансирования. Акценты в приоритетных направлениях смещаются в сторону информационной поддержки – об этом заявляют 37% предпринимателей.

Стоимость арендной платы за последние несколько лет значительно увеличилась. В некоторых отраслях темпы роста арендной платы в несколько раз превышали темпы роста инфляции. Для малых предприятий финансовая нагрузка в связи с увеличением арендной платы стала «неподъемной». Дополнительно ситуацию усугубляет и тот факт, что нет достоверной и полной информации о предоставляемых в аренду производственных помещениях. Не обладая достаточно полной информацией, предприниматель не может ориентироваться в новых рыночных условиях. Возможно, проблема снижения арендных ставок для предприятий малого бизнеса и формирования базы данных арендных помещений сможет, значительным образом, решить данную проблему.

Проведенный многосторонний анализ свидетельствует, что в настоящее время в городе Иркутске во многом, благодаря предпринятым мероприятиям по поддержке субъектов малого предпринимательства ситуация в секторе малого бизнеса достаточно стабильна. Каждое третье предприятие с уверенностью смотрит в будущее, планируя дальнейшее развитие.

Но, в процессе своей деятельности, предприятия сталкиваются с рядом существенных проблем, в решении которых значение муниципальной поддержки вряд ли можно переоценить.

Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной и муниципальной политики развития предпринимательства. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях.






 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  недвижимость Иркутской области |  коммерческая недвижимость |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум