Малый бизнес Иркутска


Создание Web-сайтов в Иркутске, Ангарске

налоговый календарь



20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
Только 5% продавцов алкоголя в России подключились к единой системе учета, пишет «Деловой Петербург». По данным издания, с 1 января 2016 года более 6 тыс. заведений и магазинов, торгующих алкоголем, окажутся вне закона
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
В Иркутске 26 ноября впрактическом форуме для руководителей и предпринимателей «Всероссийский совет директоров»примут участие, как ожидают организаторы, около 200 человек. На форуме гендиректор ГК «Стайер» Эдуард Колотухинрасскажет о технологиях завоевания клиентской лояльности, бизнес-тренер, владелец компании «Practicum Group» Евгений Котов – об управлении и мотивации сотрудников отдела продаж в кризис.
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
Субсидия предоставляется СМиСП в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) основных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг на создание собственного бизнеса, с целью поддержки СМиСП.
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября









Rambler's Top100
   
» Главная / Исследования / .. / РОССТРОЙ - о "небанковской ипотеке"
Влияние кризиса (2009) Внешнеэкономическая деятельность (2008) Инновационные компании (2008)
Гостиницы (2006) Строительная отрасль (2005)
-Методология исследования
-Описание респондентов
-Результаты исследования
-РОССТРОЙ - о "небанковской ипотеке"
-Долевое строительство
-Строительство "вопреки"?
СМП в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере (2008)
Развития СМП в 2004-2007 гг. (2007) Туризм (2009) Налогообложение (2007)
Выявление проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства (2011)

РОССТРОЙ - о "небанковской ипотеке"


Из доклада руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКЖ В. Аверченко на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ

Основной фактор, сдерживающий строительство – отсутствие эффективных механизмов аккумулирования денежных средств населения и направления их в строительство. В мире известны два механизма: банковская и небанковская схемы жилищного кредитования.

В России присутствуют обе эти схемы. Причем банковская схема активно поддерживается на государственном уровне, вторая развивается без всякой поддержки. Практика показала, что ни в одной из стран с так называемой переходной экономикой банковская схема не работает. Поэтому практически все страны Восточной Европы (Словакия, Чехия, Словения, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния) выбрали небанковскую схему жилищного кредитования. Попробуем разобраться, почему.

Банковская ипотека не работает в странах Восточной Европы, прежде всего, из-за неразвитости институтов рыночной экономики: рынка ценных бумаг, институциональных инвесторов и т.д. Чтобы изменить ситуацию, требуется немало времени.

В России на первый взгляд присутствуют все атрибуты рыночной экономики, необходимые для работы банковской модели ипотеки: и рынок ценных бумаг, и так называемые институциональные инвесторы – страховые компании и пенсионные фонды, которые должны покупать ипотечные облигации. Формально и ипотека в России есть, но если в развитых странах она составляет 50% от ВВП, то в России – доли процента. Но реально объем российского рынка ценных бумаг примерно равен объему капитализации какой-нибудь крупной американской компании, а капитал всех российских страховых компаний равен капиталу какой-нибудь средней страховой компании Австрии – страны, занимающей далеко не первое место в мире по развитию страхового бизнеса. Объем Российского Пенсионного Фонда можно сравнить с одним частным пенсионным фондом в Чили. Поэтому развитие банковской ипотеки неразрывно связано с развитием институтов рыночной экономики и не может мгновенно дать объемы финансирования строительства, необходимые для решения поставленных Президентом задач.

Возникает вопрос, можно ли что-то сделать в ближайшее время, не дожидаясь того момента, пока заработает банковская ипотека? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать опыт других стран, которые находились в свое время или находятся сейчас на том же этапе развития экономики, что и Россия. Сразу выясняется, что и в США, и в Англии, и в Австралии, и в других развитых странах на этапе, аналогичном сегодняшнему этапу в России, развитие ипотеки начиналось с небанковской (накопительной) модели в виде строительных обществ и ссудо-сберегательных кооперативов.

Например, в США вторичный рынок закладных возник только в 1971 году, а развитие ипотеки началось за 150 лет до этого со строительно-сберегательных кооперативов. К концу 90-х годов 20 века в таких кооперативах состояли около 10 млн. американцев.

Строительные общества играли особенно важную роль в послевоенных Германии и Австрии, в период экономических трудностей, а к началу 90-х годов году немецкие стройсберкассы финансировали уже 30% всего жилищного строительства страны, а австрийские - 45%.
Если брать новейшую историю, то во всех странах бывшего соцлагеря работает накопительная модель ипотеки.

В Словакии, Чехии, Венгрии стройсберкассы создавались при поддержке немецких и австрийских стройсберкасс. В Чехии в первый же год работы членами ССК стали 2% жителей, в Венгрии - 3%. Через десять лет работы, к 2003 году, уже 45% чехов являлись участниками ССК, а доля ипотечных кредитов, выданных чешскими стройсберкассами составила около 20% ВВП.

В Чехии и Словакии по числу выдаваемых кредитов ССК намного превзошли все остальные финансовые институты, вместе взятые. В Словакии к 2003 году ССК выдали 270 тысяч займов, тогда как ипотечные кредиты банков насчитывали 22 тысячи и кредиты государственного фонда – еще 28 тысяч.

Следуя примеру более успешных соседей, другие страны с переходной экономикой начали вводить стройсберкассы: Хорватия в 1998 году, Словения в 1999 году, Румыния в 2004 году, Китай в 2004 году. Аналогичные планы имеются в Болгарии, Латвии и Литве.

В отличие от банковской модели, небанковская (накопительная) не требует ни развитости рынка ценных бумаг, ни каких-либо других сложных рыночных институтов. Государство привлекает денежные средства населения в жилищное строительство путем выплаты премий за такие вложения. Привлеченные таким способом деньги выдаются тому же населению в качестве ипотечных кредитов. На одну денежную единицу государственной премии в различных странах удавалось привлечь в строительство свыше 9 денежных единиц сбережений граждан.

Поэтому для решения поставленной Президентом задачи удвоения объемов жилищного строительства жизненно необходимо, помимо банковской, развивать небанковскую ипотеку. Для этого нужно принять закон о строительно-сберегательных кассах, проект которого с 2000 года находится в Госдуме (разумеется, доработав его с учетом самого успешного опыта и привлечением экспертов) и разработать систему государственной поддержки в рамках Федеральной целевой программы «Жилище».

При всех своих сегодняшних недостатках ипотека и долевое строительство, безусловно, являются перспективными направлениями решения пресловутого "вопроса"

Эксперты считают, что пока власти на местном или региональном уровне не выступят в качестве инициаторов объедения разрозненных сил, пока в стройиндустрию не будут привлечены банковские ресурсы, роста не будет. Цены на жилье будут оставаться предельно высокими.

Крупные компании сейчас стремительно теряют свои позиции. Многие из них значительно сократили объемы выполняемых работ. Безусловно, существуют и организации, которые продолжают успешно работать на строительном рынке. На этом фоне все более значительный вес приобретают более мелкие предприятия стройиндустрии. Развития нет.

При финансировании проектирования, строительства, реконструкции жилищного фонда органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления заказы (государственные заказы) на осуществление указанных работ размещаются, как правило, на конкурсной основе, с привлечением проектных, строительных предприятий, учреждений и организаций (включая иностранные) любых форм собственности независимо от места их регистрации.

Договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов заключаются местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, как правило, на конкурсной основе, с привлечением предприятий и организаций любых форм собственности.





 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  недвижимость Иркутской области |  коммерческая недвижимость |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум