Малый бизнес Иркутска


Создание Web-сайтов в Иркутске, Ангарске

налоговый календарь



20.11.2015  Иркутск готовится к введению тотального контроля на алкогольном рынке
Только 5% продавцов алкоголя в России подключились к единой системе учета, пишет «Деловой Петербург». По данным издания, с 1 января 2016 года более 6 тыс. заведений и магазинов, торгующих алкоголем, окажутся вне закона
19.11.2015  Около 200 предпринимателей примут участие во всероссийском совете директоров в Иркутске
В Иркутске 26 ноября впрактическом форуме для руководителей и предпринимателей «Всероссийский совет директоров»примут участие, как ожидают организаторы, около 200 человек. На форуме гендиректор ГК «Стайер» Эдуард Колотухинрасскажет о технологиях завоевания клиентской лояльности, бизнес-тренер, владелец компании «Practicum Group» Евгений Котов – об управлении и мотивации сотрудников отдела продаж в кризис.
06.11.2015  Конкурс на предоставление субсидий на создание собственного бизнеса
Субсидия предоставляется СМиСП в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) основных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг на создание собственного бизнеса, с целью поддержки СМиСП.
30.11.2013  Установлен льготный для бизнеса режим при приобретении у государства недвижимости
26.08.2013  Фонд имущества предлагает землю в Ново-Ленино под строительство многоэтажного дома и склада автошин
21.08.2013  Администрация Иркутска проведет очередной открытый аукцион по продаже муниципального имущества 4 октября









Rambler's Top100
   
» Главная / Исследования / .. / СМП в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере (2008)
Влияние кризиса (2009) Внешнеэкономическая деятельность (2008) Инновационные компании (2008)
Гостиницы (2006) Строительная отрасль (2005)
-Методология исследования
-Описание респондентов
-Результаты исследования
-РОССТРОЙ - о "небанковской ипотеке"
-Долевое строительство
-Строительство "вопреки"?
СМП в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере (2008)
Развития СМП в 2004-2007 гг. (2007) Туризм (2009) Налогообложение (2007)
Выявление проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства (2011)

СМП в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере (2008)


Развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере г. Иркутска

Развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере г. Иркутска интересует заказчика – Администрацию г. Иркутска - как динамично изменяющийся процесс становления этого сектора экономики в реальной деловой среде города сегодняшнего дня, который следует оценить количественно и качественно, выявить возможность стимулирования роста для данных видов бизнеса, выдать научно обоснованные рекомендации по формированию благоприятной среды для уверенного развития этого сектора экономики областного центра. Причем эта среда должна быть предсказуемой, прозрачной и понятной как для всего населения города, так и для власти, которой помимо видимого желаемого результата в текущем времени необходимо владеть инструментарием управления процесса «комфортного существования малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере г. Иркутска» в будущем. Научному анализу и выдачи на его основе рекомендаций для развития малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере г. Иркутска  и посвящена данная работа.

Как показывает мировая и отечественная практика и история развития предпринимательства в Иркутске малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса.

В общем секторе малого и среднего бизнеса экономики Иркутска субъекты коммерческой деятельности в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере занимают заметно меньшую долю по отношению практически ко всем остальным видам бизнеса, за исключением чисто научных, научно-исследовательских предприятий, но именно обрабатывающая сфера производства по своей природе содержит в себе максимальную потребность в реализации инновационных идей, в диверсификации производства, т.е. потенциально содержит в себе именно тот импульс производственного развития экономики и Иркутска, и всей страны в целом, которого остро не хватает сегодня, когда мы осознаём бесперспективность нахождения в роли сырьевого придатка мировой экономики.

Рождение такого импульса возможно, конечно, и в агрессивной среде для этого вида бизнеса, но данный процесс в этом случае будет проходить скорее вопреки обстоятельствам, чем вследствие. Естественно, вероятность рождения его будет гораздо выше в благоприятной, комфортной для этого среде.

Анализируя ситуацию в сфере малого предпринимательства в г.Иркутске можно сказать, что в настоящее время данный сектор экономики развивается достаточно динамично совместно с остальными видами малого и среднего бизнеса. Конкретные показатели этого процесса приведены в соответствующей главе настоящей работы.

Фактор государственной поддержки малого предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора экономики. Вместе с тем, при оценке перспектив развития малого предпринимательства следует также иметь в виду влияние общего бизнес -климата в стране и величины административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства. Динамика данного фактора напрямую зависит от проводимой государственной экономической (в частности, промышленной и конкурентной) политики, а также результативности комплекса мер и мероприятий, направленных на сокращение избыточного государственного вмешательства в экономику.

Внедрение элементов планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности в сфере государственной поддержки развития малого предпринимательства предполагает разработку комплексной системы измеримых показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, а также эффективность и результативность деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере поддержки малого бизнеса.     

Рассчитываемые с разной степенью периодичности и статистической точности показатели, которые характеризуют состояние и развитие малого предпринимательства, делятся на две группы в зависимости от источника статистических данных:

показатели, рассчитываемые на основе объективной статистики;

показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики.

Первые предоставляются официальными статистическими органами, а также другими органами государственной власти, в том числе Федеральной налоговой службой и Министерством экономического развития и торговли РФ. К их числу относятся:

количество субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей);

среднесписочная численность занятых на малых предприятиях;

объем оборота малых предприятий;

объем инвестиций в основной капитал;

размеры налоговых поступлений от отдельных категорий субъектов малого предпринимательства (поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

показатели, характеризующие результативность программ поддержки малого предпринимательства.

На их основе рассчитывается ряд производных показателей (производительность труда, средний объем инвестиций в основной капитал в расчете на одно малое предприятие, средний объем оборота в расчете на одно малое предприятие, доля малого предпринимательства в общем объеме оборота/производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг и прочие) и оценивается их динамика. Важным аспектом изучения состояния малого предпринимательства является также изучение отраслевой структуры малого предпринимательства и ее динамики.

Показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики по результатам независимых опросов субъектов малого предпринимательства, позволяют выявить и оценить спектр и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малого бизнеса, отслеживать и изучать вопросы, связанные с налогообложением, финансовым состоянием, имущественными проблемами, социально-трудовыми отношениями, величиной теневого сектора и ряд других.

Вместе с тем, несмотря на наличие довольно значительного числа показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, и разнообразных исследований по данной тематике, комплексная система таких индикаторов, пригодная для целей управления по результатам, до сих пор не сформирована.

Это объясняется, во-первых, тем фактом, что понимание необходимости внедрения принципов ориентированного на результат управления деятельностью исполнительных органов государственной власти утвердилось и нашло свое отражение в приоритетах административной реформы относительно недавно. Во-вторых, существуют объективные затруднения, связанные с разработкой такой системы показателей, которая бы в явной форме характеризовала результативность и эффективность государственной политики по развитию малого предпринимательства, отвечала требованиям объективности, подконтрольности и полноты и, по возможности, блокировала проявление эффекта «работы на показатель».

Действительно, динамика сектора малого предпринимательства в значительной мере определяется рыночной конъюнктурой, а также воздействием таких институциональных факторов, как:

уровень административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства;

величина налогового бремени;

структурные особенности экономики и ключевые характеристики отраслевых рынков;

несовершенство конкуренции на отдельных отраслевых рынках, монополизм, ограниченный доступ к услугам естественных монополий;

доступ к ресурсам (в том числе финансовым);

уровень коррупции, распространение практики неформальных платежей.

Выделение непосредственного влияния отдельных факторов, а также оценка вклада в развитие предпринимательства собственно государственной поддержки, с учетом недостатков существующей статистики крайне затруднены. Сложность задачи возрастает с учетом того, что, с одной стороны, государственная политика поддержки направлена не только на предоставление выгод и преимуществ субъектам малого предпринимательства, но и на осуществление мероприятий по совершенствованию институциональной среды, а с другой стороны, на характеристики институционального окружения малого предпринимательства оказывают влияние напрямую не связанные с поддержкой малого бизнеса меры государственной экономической политики. В этой ситуации динамика развития малого предпринимательства определяется, во-первых, совокупностью факторов, носящих институциональный характер (в том числе уровнем административных барьеров, распространенностью коррупции, состоянием конкуренции и т.п.), и, во-вторых, выгодами и преимуществами, получаемыми малым бизнесом в связи с реализацией государственной политики поддержки. Последние необходимо также соотносить с потерями предпринимателей, обусловленными негативными характеристиками институциональной среды, поскольку, как было показано выше, реальный баланс выгод и издержек с поправкой на качество институтов может существенно отличаться от закладываемого в проектировки, а эффективность политики, направленной на совершенствование институционального окружения, зачастую оказывается существенно выше прямой поддержки малого предпринимательства с точки зрения динамики сектора. 

Задачу же адекватной оценки вклада государственной политики поддержки в развитие малого предпринимательства предлагается решать в терминах показателей непосредственного и конечного результата. 

К числу показателей конечного результата, характеризующих развитие малого бизнеса, относятся количество субъектов малого предпринимательства, объем оборота, количество занятых, объем инвестиций, величина налоговых поступлений (как в абсолютном, так и в относительном выражении). На динамику указанных показателей помимо ряда прочих существенных факторов непосредственно влияют меры государственной политики, результативность и регулирующее воздействие которых и подлежат оценке.

Показатели непосредственного результата призваны оценить эффективность использования ресурсов, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства, в том числе Администрацией г. Иркутска. Такие показатели особенно удобны, когда стоит задача оценки результативности конкретной программы (в настоящем случае по развитию малого предпринимательства) и деятельности уполномоченных органов исполнительной власти и иных организаций по ее реализации. Для этих целей, очевидно, показатели конечного результата в принятом здесь понимании (показатели, характеризующие динамику сектора малого предпринимательства в целом) подходят слабо, поскольку зависят от ряда ключевых «посторонних» факторов, не связанных напрямую с деятельностью того или иного органа власти либо организации. Таким образом, при формировании системы проектного управления программой поддержки малого предпринимателя оценивателей, в первую очередь, интересует непосредственная результативность соответствующих мероприятий.

К числу используемых показателей непосредственного результата могут быть отнесены данные об итогах реализации программы поддержки малого предпринимательства, предоставляемые Минэкономразвития России. В частности, это такие показатели, как:

величина и соотношение расходов федерального и региональных бюджетов на государственную поддержку малого предпринимательства;

распределение расходов федерального бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства по различным мероприятиям (инвестиции в создание бизнес-инкубаторов, инвестиции в создание венчурных фондов, развитие системы кредитования и лизинговых отношений, субсидии на поддержку экспорта);

количество объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, возможности по единовременному размещению стартующих компаний в бизнес- инкубаторах (количество таких компаний, количество рабочих мест и т.п.);

количество получателей экспортных субсидий, общая сумма таких субсидий;

возможности по дополнительному привлечению финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства (в денежном выражении) за счет реализации

мероприятий по развитию системы кредитования и лизинговых отношений (дополнительно возможна оценка соотношения величины затрат бюджетных средств и общей величины дополнительно привлекаемых с их помощью финансовых ресурсов, а также эффекта мультипликатора);

количество и размер частно -государственных венчурных фондов, их доходность.

Отметим также, что в определенном смысле показатели конечного результата можно соотнести с динамикой сектора малого бизнеса (отражают состояние и развитие малого предпринимательства), а показатели непосредственного результата – с выгодами и преимуществами, получаемыми предпринимателями (отражают эффективность программ и мероприятий государственной поддержки), что наглядно представлено на приведенной выше схеме.

Следующим шагом в направлении повышения адекватности и полноты оценки результативности усилий органов государственной власти по поддержке малого предпринимательства, эффективности соответствующих программ и их реального вклада в развитие малого бизнеса является построение интегральных индексов, отражающих состояние и развитие малого предпринимательства.

 В данной работе проведена такая оценка, которая наглядно показала достаточно динамичное развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей сфере производства и социальной сфере г. Иркутска, но и выявила достаточное количество проблем на пути его дальнейшего и эффективного развития.

В ходе исследования условия малого предпринимательства оценивались по ряду параметров,  которые отражают основные аспекты предпринимательской деятельности. Более подробно о методологии  рассказывается в соответствующем разделе.

Все полученные по результатам исследования выводы, обладая самостоятельной ценностью, все же требуют дальнейшего, более углубленного изучения. Это обстоятельство следует иметь ввиду, работая с данным отчетом. Собственно, настоящее исследование изначально предполагалось как инициатива на пути построения системы регулярного мониторинга условий предпринимательства в Иркутске, и эта инициатива должна получить дальнейшее развитие.

Другое ограничение, которое также необходимо принять во внимание – специфическое восприятие предпринимателями роли властей разных уровней в формировании бизнес- климата, начиная от законотворчества и вплоть до правоприменения на местах. Чем выше уровень социально-экономического развития в регионе или конкретном муниципальном образовании, чем больше доля малого бизнеса в экономике и плотнее конкуренция на местном рынке, тем труднее вести собственный малый бизнес и у владельцев-менеджеров больше претензий к властям. Запретительно-барьерный характер действий административно-регулирующих, контрольно-надзорных и правоохранительных структур государства вызывает у предпринимателей ощущение, что они действуют не благодаря, а вопреки властям и поэтому основная доля ответственности за появление проблем и ухудшений условий ведения бизнеса возлагается субъектами МП на те органы и службы, которые во всех смыслах находятся к ним ближе всего. Критически оценивая деятельность «власти» как таковой, предприниматели адресуют местным и региональным властям те претензии, которые на самом деле находится в компетенции федеральных министерств, агентств и служб, их территориальных органов. Поэтому оценки ситуации в регионах которые дают предприниматели – положительные или отрицательные - в существенной части являются и «смещенной оценкой» политики федерального центра.

Одним из главных результатов исследования можно считать выявление наиболее актуальных проблем малого предпринимательства конкретного сектора экономики в г. Иркутске.

Нелишне напомнить:  что касается поддержки малого и среднего бизнеса со стороны администраций всех уровней г. Иркутска, необходимо учесть, что малый бизнес очень чувствителен даже к мелким акциям властей, направленных на реальную поддержку, и такие акции непременно «идут в зачет». В их числе могут рассматриваться также знаковые, резонансные конкурсы среди предпринимателей и другие публичные мероприятия, включённые в Программу поддержки и развития предпринимательства в г. Иркутске. Таким образом, хотя бы демонстрация конструктивных намерений властями  города сама по себе может рассматриваться малым бизнесом как существенное подспорье.

Кроме того, общественное восприятие усилий властей «мультиплицируется» тем, что в Иркутске предприниматели занимают видное место в представительных органах власти (в городской Думе) и располагают реальными рычагами воздействия на выбор направления муниципальной политики в интересах малого бизнеса. Можно предположить и другое – предыдущие годы «выживания» малого бизнеса научили вдадельцев-менеджеров делить бизнес-операции на легальные и «теневые» и теперь по теневой составляющей достигнуто равновесие с коррупцией властей а по легальной, с «официальными» доходами-расходами. Корреляция по другим аспектам (особенно разделение локального рынка на «своих и чужих» административными и бизнес-элитами, а также  известная финансовая «непрозрачность», которая мешает банковскому кредитованию МП), говорит о том, что данное обстоятельство нельзя упускать из виду.

Полный текст документа можно скачать в разделе

«Библиотека предпринимателя»





 Тел.: (3952) 343037
 Факс: (3952) 343037
 E-mail: portal@irbp.ru
  стартовая страница |  малый бизнес иркутска |  новости малого бизнеса |  малый бизнес на территориях |  недвижимость Иркутской области |  коммерческая недвижимость |  государственный и муниципальный заказ |  государственная поддержка |  библиотека предпринимателя |  защита прав предпринимателей |  форум